5 упражнений, чтобы снять психологическое напряжение у педагогов (длятренинга)
В статье вы узнаете, какие упражнения помогут диагностировать и корректироватьпрофессиональные страхи воспитателей и сплотить педагогический коллектив.
Используйте сказкотерапию не только в работе с детьми, но и с педагогами.Благодаря проекции на сказочных героев вы увидите их бессознательные мотивы. Встатье – пять упражнений для тренинга с педагогическим коллективом.
Какие методы сказкотерапии использовать в работе с педагогами. Во времятренинга воспитатели будут раскрашивать животных, рисовать карту сказочноголеса, совместно сочинять сказку, сравнивать свои черты характера с характерамисказочных животных.
Какие упражнения входят в тренинг. Упражнения, которые вы увидите в статье, –это авторская проективная сказкотерапевтическая методика. Вы можете изменятьусловия их выполнения, подстраиваясь под те задачи, которые вам нужно выполнитьна занятии с педагогами.
Карта сказочного леса
Цель: провести диагностику межличностных отношений в коллективе, наладитьконтакт, отработать навыки взаимодействия.
Инструкция. Предложите каждому воспитателю выбрать из колоды карточку сназванием сказочного животного, которое ему понравилось. Участники приклеиваютвыбранную карточку на ватмане и обводят ее в рамку. Попросите педагогов«обустроить» жилище для своего животного и нарисовать на ватмане тропинки ковсем остальным. На каждой тропинке участник должен написать, как его животноевзаимодействует с другими и в чем ему может помочь каждое из других животных. Вконце упражнения обсудите с участниками изображение карты, которая у нихполучилась. Совместно придумайте название сказочному лесу.
Медитативное рисование
Цель: провести психологическую разгрузку.
Инструкция. Предложите педагогам вспомнить, какие животные встречаются всказках. После этого раздайте им карточки, на которых изображены сказочныеживотные для раскраски. Каждый должен выбрать одно из изображений. Подготовьтеакварельные краски, кисточки, темные фломастеры и гелевые ручки. Участникамнужно будет раскрасить красками животное, которое они выбрали. Затем предложитеим украсить его узорами в стиле зендудл с помощью фломастеров и гелевых ручек.Пример раскрашенных изображений сказочных животных смотрите на третьей полосеобложки.
Совместная сказка
Цель: сформировать взаимодействие в коллективе, развить творческоемышление.
Инструкция. Для упражнения «Совместная сказка» необходимо использовать сказочныйкубик (рисунок). Чтобы сделать его, вырежьте заготовку из бумаги или картона,как это показано ниже. На гранях кубика изобразите стрелу, корону, ключ,мешочек, дерево и сундук. Склейте заготовку так, чтобы получился куб. Участникипо очереди бросают кубик. Каждый сочиняет одно или два предложения по мотивамизображения. Задача участников – продолжить историю предыдущего рассказчика,сохраняя сюжет. Упражнение длится до тех пор, пока не наступит логический финалсказки, либо вы можете сами завершить историю. По ходу упражнения записывайтесказку, которую сочиняют педагоги, на бумаге от руки либо на диктофон. В концеупражнения прослушайте сказку и проведите шеринг.
Сказочная загадка
Цель: провести диагностику личностных черт, отработать навыки эмпатии.
Инструкция. Разложите перед участниками карточки с названием сказочныхживотных. Каждый педагог выбирает одну из карточек вслепую. Затем по очередиучастники описывают черты характера выбранного животного. Пока один описывает,остальные отгадывают. Когда животное отгадано, участник называет схожие ипротивоположные сказочному животному черты своего характера.
Хранитель мыслей
Цель: провести диагностику профессиональных страхов и скорректировать их.
Инструкция. Предложите педагогам выбрать карточку с названием сказочногоживотного, который им понравился. Обсудите, чем именно нравится это животное,какие у него есть сильные и слабые стороны в характере. Попросите представитьучастников, что персонаж стал хранителем их мыслей. Спросите, как он можетпомогать в работе и от каких профессиональных страхов может освободить илиуберечь.
21 животное из сказок и упражнений
1. Кот 2. Лиса 3. Сова 4. Петух 5. Курица 6. Волк 7. Лягушка
8. Змея 9. Змей Горыныч 10. Конь 11. Коза 12. Свинья 13. Ворон 14. Гусь
15. Лебедь 16. Собака 17. Жар-птица 18. Сокол 19. Медведь 20. Заяц 21.Мышь
"Справочник педагога-психолога.Детский сад.№ 5 (май), 2018"